= Царевококшайский уезд скачать. МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Сайт посвященный туризму и

МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Статья для толпа черемисы - тут!

Традиционный черемисский скафандр во вкусе мужской, в такой мере равным образом дамский состоял изо рубахи, кафтана, штанов, пояса от подвесками, головного убора, кожаной обуви либо лыковых лаптей из шерстяными равным образом холщовыми онучами.

Женский фрак дополнялся украшениями. Традиционный одежа производился по преимуществу домашними способами. Одежда да вельветы марийцев изготовлялась с холста (вынер), чаще с конопляного, реже – льняного, домашнего сукна да полусукна (межтореш, понитка), выделанных шкур животных, шерсти, лыка равным образом т.д. Мужская костюм марийцев подверглась влиянию русского костюма, сколько было связано не без; большущий подвижностью этой части населения. Мужчины занимались кустарными равным образом отхожими промыслами, быстрее воспринимая русскую равно фабричную одежду. Однако на одежде марийцев-мужчин вплоть впредь до 0920–1930-х гг. XX века сохранились специфические черты, проявляющиеся на покрое, отделке, способе ношения тех тож иных элементов костюма.

Традиционная нательная рубаха (тувыр, тыгыр) имела туникообразный покрой. Перегнутое фифти-фифти полотнище составляло прежде равно спинку рубахи, ко нему подо прямым домиком на ширину точи холста пришивали рукава, а по-под рукава ко стану пришивали боковины во виде прямоугольных полотнищ, перегнутых продольно. В локальных группах марийцев рубаха различалась расположением разреза нате груди. Старинные мужские рубахи части луговых (Уржумский уезд) да восточных (уральских) марийцы шили от правым асимметричным грудным разрезом. Левый глубокий разрез имелся сверху рубахах куцый части луговых марийцев Яранского уезда. Рубаха от центральным грудным разрезом бытовала внутри горных, части луговых равно восточных марийцев. Грудной разрез традиционной мужичий рубахи скреплялся рядом помощи двух нитяных завязок (мелгандыра). Рубахи шили от подоплекой (туп) с посконного холста вместе с ластовицами (олто, кыштек). У горных черемисы ластовицы делали изо кумача. Мужские рубахи во середине XIX века были куда длинными. Однако ко началу XX века они становятся несравнимо короче.

марийская костюм

Вышивка (тÿр) получи и распишись рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, для спине, получай обшлагах рукавов равно сверху подоле. Это было связано не без; древними представлениями марийцев – всегда отверстия сверху одежде должны бытовать защищены через болезней, злого глаза. В орнаментации одежды присутствовали половозрастные равным образом социальные знаки. Импровизация вышивки – больше через некоторое время явление. Вышивка выполнялась большею частью красными шерстяными не так — не то шелковыми нитками различных оттенков с темно-красного вплоть до коричневого. Праздничные холщовые рубахи вспомогательно украшались монетами, бисером, позументом равным образом тесьмой. У восточных мари, наравне со холстом, рубахи шили изо пестряди. С конца XIX века внутри марийцев начинает стелиться водка косоворотка изо фабричных тканей [Крюкова, 0951. С.38]. К этому времени симпатия в наибольшей степени барином бытовала во качестве праздничной одежды. По устои луговые, горные да относительная восточных (за исключением закамских) марийцев носили рубашку во подпоясанном виде [Сепеев, 0975. С.163].

национальная тряпки марийцев

Штаны (йолаш, ялаш) луговых да горных марийцев были со узким шагом, у восточных – от широким. Традиционные мужские бриджи шили с домашнего белого холста. С начатки XX века на этой цели начали применять открашенный пестрядь либо пестрядь (у восточных). Зимой носили трузер изо домашнего полусукна. Праздничные трузера шили изо фабричных тканей темной расцветки (сулма). У группы горных черемисы пользу кого этой цели приобретали хэбэшный феллодендрон (плис).

Пояс (ÿштö) был незаменимой деталью на общем комплексе мужицкий одежды равным образом выполнял далеко не только лишь утилитарную функцию – ко нему подвешивали ножны, кожаные мешочки пользу кого табака, огнива равным образом трута, кошелек в целях денег равно т.д., так дьявол в свой черед был снабжен да различными привесками, игравшими положение оберегов. У марийцев бытовали неодинаковые тканые пояса изо шерстяных, шелковых равным образом конопляных ниток. Популярными были кожаные пояса. Свадебные да праздничные мужские пояса украшались бисером, серебряными монетами, по временам вышивкой.

Кафтан – важная доля традиционного мужского костюма. Кафтаны подразделяются получи и распишись летние, демисезонные да зимние. Летом носили легкую распашную верхнюю одежду с белого холста (шовыр, шавыр). Она была двух типов: откровенный туникообразный однорядка равным образом кафтан-борчатка. Первый бытовал у большинства марийцев, на частности, у луговых да центральный части восточных мари. Второй был распространен посредь горных да части луговых марийцев. Борта праздничных кафтанов украшались кумачом, тесьмой, у луговых марийцев – вышивкой.

Демисезонные прямоспинные кафтаны (мыжер) шили двух типов: лапсердак туникообразного покроя от шалевым воротником да туникообразный опашень со клиньями во боках, вместе с запахом получай левую сторону. Теплые будничные кафтаны шили с домашнего черного сукна, праздничные – изо белого. Белые кафтаны обшивались черной домотканой тесьмой. Состоятельные семьи использовали в праздничные кафтаны фабричное сукно. У восточных марийцев наравне из вышеописанными кафтанами бытовала верхняя одежда, характерная на тюркского населения (камчол, пешмет). Зимней верхней сильный одеждой была волна (ужга, ыжга, кÿрык), прямоспинная либо — либо отрезная на талии, в основном с овчин, окрашенных во красноватый либо — либо угольный цвета. Нередко их крыли холстом либо — либо сукном. Наиболее ценной считалась шуба, покрытая фабричным сукном. В сильные морозы или — или на пути надевали тулупище да азям. Тулуп сообразно покрою невыгодный отличался ото прямоспинной шубы, так был несравнимо длинней равно имел большенный воротник. Азям шили изо толстого грубого домашнего сукна на виде халата со большим воротником. Его носили те, кто именно занимался извозом. Среди летних мужских головных уборов марийцев преобладали валяные шляпы (упш, теркупш) разнообразной формы. Шляпы валяли во домашних условиях: праздничные – с белой шерсти, повседневные – с черной. С конца XIX века во костюме мужчин появляется картуз, какой-никакой во начале становится принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая картуз, вытеснила до этого времени некоторые люди типы летних головных уборов. Зимой мужской пол надевали шапки со овчинным околышем да суконным верхами равно шапки-ушанки, сшитые изо овчины равным образом сукна.

Повседневной обувью мужчин были лапти (йындал, йыдал), сплетенные с семи лык не без; оборами с сего но материала, около помощи которых лапти закреплялись для ноге. Марийские лапти сочетали прямое да косое плетение. Подошва у них была двойной. Их носили во сочетании вместе с онучами, в летнее время – вместе с холщовыми, а в зимнее время – из суконными. В дождливую погоду по-под лапти надевали кожаные мягкие чеботы – бахилы [ПМА, 0981, 0982]. Из кожаной обуви мужской пол носили луноходы (кем), восточные марийцы – сапоги-коты вместе с суконными да войлочными голенищами, которые были восприняты через башкир. Кожаная чувяки ценилась. Наиболее модными считались краги со сборами во нижней части голенища. Зимой носили чесаные валенки (портышкем, мижгем). Среди состоятельных марийцев были популярны фабричные узорные валенки.

Женский государственный туалет марийцев отличался ото мужского бoльшим разнообразием. Комплекс традиционного женского костюма изумительный многом сходен вместе с мужским. Основу женской народной одежды составляла рубаха (тувыр, тыгыр) одного в виде – круглым счетом называемого туникообразного покроя; симпатия шилась, равно как мужская. Хотя рубаха у всех групп марийцы была однотипной – туникообразной, существовали локальные заслуги во покрое нижней части рубахи да рукавов, на расположении грудного разреза, а тоже на характере орнаментации. Немаловажное ценность в целях отделения вариантов женской рубахи имеет место грудного разреза. Он был в состоянии являться возьми правой стороне равно во центре. У луговых марийцев бытовали что один сих варианта, у горных преобладал главнейший разрез. По всей вероятности, глубокий разрез во центре опорный точи холста стали распределять на побольше запоздалый пора – кайфовый второстепенный половине XIX века.

Марийский всенародный комбинезон полным домом украшался вышивкой. Старинная марийская рукоделие была плотной равно определенно очерченной. Основные мотивы на орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур. В древности филе выполняла магическую функцию, указывала получай придаток ее владельца ко определенной этнической группе, роду.

Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых марийцы тоже имели особенности равно во украшении вышивкой. Орнаментация различалась безграмотный токмо местом расположения получи рубахе, только равно цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха Царевококшайского уезда, получай которой вышивание располагалась что получи и распишись дойки (мел тÿр), концах рукавов (шокш мучаш тÿр), подоле (урвалте йыр тÿр), приблизительно равно по сумме рукава (шокш мучко тÿр), получи уровне дойки (пöштÿр), бери спине (туп йыр тÿр), орнаментировали вдобавок продольные швы рубахи (ургыш воктен тÿр). Для орнаментации экой рубахи марийки во указанном уезде использовали крашеную шерстяную пряжу, на знак с мариек Уржумского уезда, идеже вместе с первой четверти XIX века где бы шерсти использовали шелк-сырец, обагренный на домашних условиях [Крюкова, 0968. С. 04]. Отделка рубах лентами, тесьмой, пуговицами, бисером, в качестве кого равно размещение вышивки, определялась тоже давними традициями.

У горных мариек рубаха на конце ХIХ века имела скудную орнаментацию, добро бы по середины сего столетия возлюбленная отличалась богатой вышивкой. Изменение ее характера объясняется вытеснением конопляного холста тонкой домотканиной с фабричных ниток, отчего гладь согласно стала мелкой. Женская рубаха группы восточных марийцы имела свою особенную эволюцию. Г.А. Сепеев выделил неудовлетворительно этапа развития сего элемента одежды, которая с белой холщовой превратилась на пестрядинную. Рубаха туникообразного покроя приобрела объёмистый подол, вышивание заменилась тканым узором, оборками, лентами. Рубаха данной группы приобрела обличие башкирской равно татарской рубахи [Сепеев, 0975. С.180].

Отличались рубахи различных территориальных групп да способом ношения: на северной части края возлюбленная подбиралась поясом так, что-нибудь плиссировка собирались спереди; на южной части Уржумского уезда плиссировка возьми рубахе располагались сзаду равным образом надо бедрами; у горных черемисы – поддерживали ее в вышине напуском.

Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись трузера изо белого холста. Штаны были характерным элементом на одежде тех народов, которые имели тесные рука со тюркским населением. Луговые равно горные марийки носили штанишки со узким шагом, восточные – вместе с широким.

Верхняя одежа на традиционном женском костюме – кафтаны – летние с белого холста, осенне-весенние с сукна, зимние суконные утепленные равным образом шубы с овчин. Летние да теплые кафтаны на целом имели монотипный качество (прямоспинные, отрезные во талии); различались они локально. Верхняя легкая костюм (шовыр, шавыр) изо текстильные изделия была трех типов: туникообразный (Царевококшайский уезд Казанской губернии да Яранский уезд Вятской губернии); от выкройной проймой да обрывной во талии (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); межеумочный (Уржумский уезд Вятской губернии). Позже обрезочный на талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился во комплексе одежды всех луговых мариек. Что касается восточных марийцев, так у этой группы были распространены кафтаны, характерные для того луговых равно горных мариек, а равным образом лапсердак тюркского покроя. Последний представлял собою татарско-башкирский камзол не так — не то вразумительный полукафтан не без; широкими рукавами.

В хладнокровный отрезок осени да весны марийцы носили теплую верхнюю одежду с грубого домашнего сукна (мыжер) не без; суженными ко кисти рукавами. Теплые суконные кафтаны подразделяются нате три типа: туникообразный; не без; выкройной проймой, т.е. со швом для плече, прямоспинный; со выкройной проймой, обрезальный на талии (горные марийцы). Характер воротца зависел через назначения верхней теплой одежды. На праздничных кафтанах ворот был открытым, получай будничных – закрытым. Праздничные кафтаны шили с белого сиречь серого сукна равным образом украшали сообразно краям кумачом равно фабричной тесьмой. Ворот такого кафтана за краям украшался серебряными монетами. На будничные кафтаны шло байка коричневого или — или черного цвета [Молотова, 0992. С. 00–31].

По покрою зимние суконные кафтаны неграмотный отличались через весенне-осенних. Они утеплялись только лишь на верхней части. Зимой женское сословие надевали шубы (ужга, ыжга, кÿрык) с крашеных овчин черного не ведь — не то коричнево-красного цвета. Шили шубы со швом нате плече, отрезными на талии, а далее талии сборчатыми; у горных мариек украшали желтым мехом (котик). Количество шкур, употребляемых получи и распишись шубу, зависело ото состоятельности заказчика. Богатой считалась покров от большим счетом сборок, в которую уходило 00–12 овчин. Наиболее ценной у всех групп марийцев считалась шуба, покрытая фабричным сукном [Там же. С. 02].

Важной частично марийского костюма являлись пояса, передники равным образом поясные украшения. Пояса подразделяются получи и распишись банан вида – повседневные равным образом праздничные. Будничные пояса длиной 0,5–2 м равным образом шириной 0–4 см ткали с разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. К таким поясам привешивались мешочки ради хранения денег, ниток, иголок да т.д. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами.

Для опоясывания верхней одежды применяли самотканые шерстяные кушаки (пота, ÿштö). С конца XIX века во костюме мариек появляются яркие фабричные кушаки.

На поясе женская полоть человечества носили холщовые вышитые поясные подвески, подразделяющиеся получи однолопастные, двулопастные, узкие поясные полотенца от вышитыми концами. У большей части луговых мариек поясные подвески сохранялись во свадебно-ритуальном костюме по 00-х годов XX столетия.

Важной немного костюма был да передник. Бытовало двушничек подтипа передников: без участия грудки да вместе с грудкой. Передник лишенный чего грудки (ончылшовыч, ончылсакыш) был двух видов: главный состоял с одной точи холста равным образом украшался вышивкой, тесьмой, кружевом (бытовал у луговых мариек Царевококшайского уезда), дальнейший – изо одной точи холста из двумя пришитыми боковыми половинками, гарнированный вышивкой изо шелковых ниток (в Уржумском уезде). Передник из грудкой вошел на количество костюмного комплекса горных равным образом восточных мариек на одно да в таком случае а эпоха – на конце ХIХ века. У восточных мариек передничек украшался тканым узором, лентами, позументом, бисером, блестками.

Головной платок – знак, доказывающий в возраст, общественное месторасположение носительницы. Головные уборы подразделяются возьми женские равным образом девичьи. Замужние нежный пол носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка равно шымакш; лопатообразная сорока; незлобивый полотенчатый шарпан, платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наиболее древним, в качестве кого необходимо с первого письменного упоминания по части марийских головных уборах А.Олеария, не запрещается отсчитывать высоченный важнейший украшение нате каркасе – шурка.. [Сказание путешественников, 0890. С. 04]. Это берестяной тож кожаный корпус высотой предварительно 00 см, облитый кумачом не без; длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась для поясу. Он на прошлом был распространен средь всех луговых марийцев. Древний черемисский сарафанный главнейший малахай находит аналогии вместе с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Некоторые исследователи вскакивание таких головных уборов связывают со скифами [Гаген-Торн, 0960. С.188].

Шымакш представлял с лица ортогональный ломоть холста (55–20 см), сам изо концов которого сшивается во виде колпачка. Весь высший тиара пышно украшался вышивкой. На голове симпатия закреплялся присутствие помощи берестяного иначе говоря войлочного колпачка. Шымакш – в свой черед одиночный с древних головных уборов марийцев, какой-никакой носили малограмотный исключительно женщины, же да мужчины. Наиболее классический его вид имел серия иную форму. У него безвыгодный имелось твердого остова, спирт состоял с прямоугольного куска холста, сшитого вместе с одной стороны на виде башлыка. На сaмом конце убора имелась небольшая орнаментация вышивкой, состоящей с трех розеток. Подобный капюшон закреплялся в шее возле помощи нитяных завязок. Шымакш преобладал равным образом внутри восточных мари. Манера ношения его была различна да заключалась на расположении остроконечной части убора получи и распишись голове.

Сорока – дальнейший фигура каркасного головного убора. С боков ко очелью пришивались завязки alias «крылья». Конец головного убора спускался получай плечи. Головной убранство надевался сверху холщовую шапочку – волосник. Сорока малограмотный является архаичным женским головным убором марийцев равным образом воспринята через русского населения во век христианизации. Переняв форму головного убора, марийцы перенесли получай нее близкие орнаментальные мотивы [Козлова, 0978. С. 001].

Третий молодчик головного убора, бытовавший у всех трех этнографических групп народа, был составным. Он представлял из себя деликатный полотенчатый шарпан с холста. Его носили всякий раз на сочетании от нашмаком. Шарпан – сие рушник (2–2,3 м), как король украшенное по части краям вышивкой, тесьмой, а нашмак – узкая орнаментированная судьба холста, которая прикреплялась для шарпану со через металлических заколок. У разных этнографических групп имелись различия невыгодный всего только во размерах нашмака, его орнаментации, так да на способе ношения головного убора. Луговые марийки шарпаном закрывали сполна шею, потылица да косу, а горные – только лишь шею равным образом косу. Шарпан восточных мариек равным образом имел домашние особенности. Они носили только что шарпан, нашмака у них безвыгодный было. В теплое времена годы восточные марийки обертывали полотенцем голову, опуская сам согласно себе финал получи спину, а на прохладную погоду им закрывали голову равно шею. В начале XX века шарпан Луговых мариек видоизменился равно преобразовался во двум части – песок лукан шарпан – верхняя, короткая часть, закрывающая голову, равным образом шарпан поч – «хвост» головного убора, прикреплявшийся ко первой части. В целом полотенчатый генеральный платок шарпан имеет прямые аналогии вместе с уборами тюркских народов: башкир, татар, чуваш, из которыми марийцы жили на близком соседстве, через которых, видимо, его заимствовали.

Четвертый вид – полушалок изо холста (шовыч, савыц, солык) от вышивкой. Их носили сверху остроконечного шымакша равно сороки. Поверх первого головного убора надевался трилинейный платок, для второстепенный – четырехугольный. Зимой надевали теплые платки-шали, сотканные с шерстяных ниток.

Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп марийцев было королем вышитое покрывало, которое сшивалось с двух полос холста. В начале XX века холщовые покрывала выходят с применения, заменившись фабричными шелковыми платками.

Шапки (упш) носили на зимний период. У луговых мариек бытовала высокая кубанка со суконным красным поверху да лисьей опушкой, у горных мариек меховая оторочка была с бобра, верхушка как и украшался фабричной тесьмой. Шапка такого типа комплекция утратила свое предназначение ко концу XIX века. Шапка из лисьим мехом сохранилась на свадебном костюмном комплексе мариек северо-восточных районов Марий Эл до самого наших дней. Шапки изо мерлушки на виде кубанки от круглым суконным верхами бытовали середи луговых равным образом горных мариек: у первых подобные шапки использовались да на качестве свадебного головного убора невесты да праздничного зимнего головного убора женщин.

Каждому описанному превыше женскому головному убору соответствовали определенные сложные прически. Девушки-марийки, на правах равно девушки у многих народов Европы, заплетали букли на одну косу. Смена прически держи женскую происходила закачаешься сезон особого обряда, спустя время следовала равно калейдоскоп головного убора. Это символизировало метаморфоза девушки на группу замужних женщин.

Традиционная чакчуры мариек подразделяется получи три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) равным образом шерстяную (валенки). Самой распространенной обувью марийцев были лапти (йыдал, едал). Повседневные лапти плели изо семи лык, а праздничные – изо девяти. Праздничные лапти кое-когда во назальный части украшались красной лентой, вплетавшейся вообще из лыком. В весенне-летний пора для ним пришивали деревянную подошву (кўтўрма, шакляка) высотой 0–4 см, с намерением на пампуша неграмотный проникала вода. Оборы лаптей заурядно были свиты с лыка или — или шерсти. Лапти горных мариек имели ахти маленькую головку шириной 0,5–2 см, вследствие чего для ней прикреплялись тонкие веревочки изо лыка, дай тебе они скорее держались нате ступне. Поволжские марийки всякий раз носили лапти на сочетании не без; белыми холщовыми равно черными суконными онучами. У горных мариек стопка равным образом голяшка до конца обертывались черными онучами, да неграмотный беспричинно толсто, на правах у луговых. Способ обувания имел ясно разграниченные территориальные особенности, заключавшиеся на украшении шерстяных онучей, а самое становая жила – на способе завязывания обор. Горные равно доза луговых мариек (Царевококшайский, Яранский уезды) завязывали оборы у колена, бабье сословие Уржумского уезда – бери середине голени. Суконные праздничные онучи луговых мариек украшались тесьмой, бисером, пуговицами, монетами, если на то пошло равно как получай онучах у горных мариек малограмотный имелось никаких украшений. Из липового лыка, а порой изо бересты плели ступни. Этот характер обуви использовался всего вот миг домашних работ.

Кожаная чакчуры ценилась, равным образом ее старались надевать что во праздничные дни. Поволжские марийки носили кирза (кем) равно шкаренки возьми каблуке. В большей степени кожаная пампуша была распространена внутри восточных, во частности средь уральских марийцев, которые проживали ближе ко промышленным центрам равным образом лишше занимались промыслами да отходничеством.

В зимний век носили валенцы (портышкем, межгем, мижгем) с черной либо белой шерсти, которые изготовляли местные мастера.

Одежда марийцев функционально подразделялась сверху повседневную, праздничную равным образом обрядовую. Праздничный матине объединение составу предметов, форме равно покрою кайфовый многом повторял будничный, однако выглядел сильнее в полном параде равным образом красочно. Его щедро украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный фрак был друг у друга на голове связан из обрядовой в обход жизни крестьянства. Наиболее красочна свадебная тряпки марийцев. Большое спица в колеснице придавалось одежде невесты, жениха, а и костюму специальных участниц свадебного обряда – поезжанок. Особенность свадебного костюма – присутствие кафтанов (сывын) изо тонкого фабричного сукна равно меховых шапок на что бы ни минута года. Немаловажную цена во свадебной обрядности марийцев играло вено невесты (кумалтыш), во ансамбль которого входили далеко не только лишь одеяние девушки, да да подарки, которые имели престижное вес во приобщении невесты для новой семье. Подарки преподносились во всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась зажиточность семьи, а в свою очередь орнаментация равным образом свойство одежды показывали профессионализм будущей жены-хозяйки. Свадебная тряпки да наряд молодушки, во представлении народа, выполняли далеко не всего-навсего эстетическую, же равным образом охранительную равно продуцирующую функции. Свадебная убранство жениха равным образом невесты (рубаха, кафтан, главнейший убор) у марийцев со временем обряда малограмотный надевалась, а хранилась чтобы похорон, т.е. симпатия становилась погребальной одеждой.

У каждого народа, в духе известно, существовали близкие эстетические представления об одежде. У марийцев общепринятый колорит – белый. Это специфическая свое лицо марийского костюма.

В развитии народной одежды марийцев известную функция играли разные объединение характеру равным образом интенсивности историко-культурные взаимовлияния безвыгодный всего со финно-язычными равно тюркскими, только равным образом вместе с больше далекими народами Средней Азии. Марийскому народному костюму, во вкусе равно одежде многих других народов Восточной Европы, были присущи, не без; одной стороны, традиции, связанные не без; земледелием, которые преобладали, а не без; другой породы – от влиянием южной полский скотоводческой культурой. Элементами одежды, приспособленными ко земледелию, возникшему получай лесной почве, являлись пояс, имевший утилитарно-практическое значительность – для нему привешивался бердыш равно нож, узкие штаны, препоясанный скоротечный кафтан, лыковая бродень не без; холщовыми равным образом суконными онучами. Эти предметы, что известно, никак не употреблялись кочевыми народами. Прямоспинные кафтаны вместе с боковыми разрезами, бриджи со широким медленно у восточных марийцев указывают получай движение со стороны элиста скотоводческой культуры.

Анализ марийского народного костюма на сопоставлении из одеждой, характерной в целях народов Урало-Поволжской этнографической области – мордвы, удмуртов, чуваш, татар, башкир – позволяет затронуть наличность значительного количества общих черт. Известное движение возьми развитость марийского народного костюма оказала москвитинка одежда. Особенно сие отразилось получи и распишись сильный одежде. Так, черемисский мужчинский туалет следующий половины XIX – основания XX вв. был весть сходен русскому костюму, а у группы горных марийцев примерно идентичен. В некоторых случаях взаимосвязи приобретали душа заимствований. Однако заимствованный схема проходил проверку сверху пригодность труду, быту, религиозным, эстетическим равным образом этническим представлениям.

Народный туалет для протяжении столетий изменялся да на так но срок отнюдь не утратил самобытности, сохранив многие домашние первоначальные сведения ко началу XX века. Сохранение традиционных видов одежды свойственно с целью женского костюма, что-то около по образу сия порцион марийского населения была не в экий мере передвижной равным образом благодаря чего в меньшей мере восприимчивой для стороннему влиянию. Архаичность костюма, несомненно, – последствие существования полунатурального хозяйства, изолированности деревни через города.

С развитием капиталистических отношений на марийской деревне середь сельского населения выделяются представители сельской буржуазии: владельцы крупных земельных наделов, различных промысловых заведений, которые стремились выделиться с опорный низы своим костюмом. В оный промежуток во одежде сильно отражается имущественная дифференциация. Это проявилось безвыгодный столько во покрое костюма, сколько стоит во количестве общем носильного платья семьи, качестве употребляемых на сего тканей, видах обуви, обилии украшений равно вышивки. Состоятельность семьи была особенно заметна на приданом невесты – сие равно цифра рубах, да предметов верхней одежды, да головных уборов, существование тож заочно меховой одежды, на частности шубы, конфигурация украшений равно их качество. Во следующий половине XIX века зажиточные марийки подчеркивали свое имущественное равным образом социальное место большим в количестве фабричных платков да тканей, лент, тесьмы, позумента, кружев, серебряных украшений.

Октябрьская революция, переиначивание хозяйства на стране привели ко коренному изменению культуры равно быта крестьян. Особенность развития костюма марийского крестьянства во 0920-е годы – почин отказа через архаичных форм одежды (обуви, головных уборов да т.д.). Для сего но периода своеобразно опошление вышивки да отделки одежды. В 0930–1940 гг. аллопатический туалет подвергся сильной трансформации: изменялся покрой, упрощалась вышивка. В предвоенные годы зарождаются целиком новые телосложение народного костюма – бельё изо хлопчатобумажной белой красный товар со оборкой, украшенной вышивкой крестом, да фартук.

Продолжался абдикация с неудобных традиционных частей костюма. Великая Отечественная кампания замедлила судебное дело трансформации равным образом модернизации народного костюма. В 0950-е годы превалирующая сельских женщин продолжало трепать общенациональный костюм. Для мужского населения характерен законченный форсирование бери городские склад одежды. В 0960-е годы девушки да подавляющая молодых женщин перешли возьми общегородские фигура одежды. Этому во значительной степени способствовали широкое обращение промышленных товаров да пыл материального благосостояния населения. Национальный наряд носили только что слабый пол среднего равным образом старшего поколений.

Необходимо отметить, который на современном быту сохраняются самый рациональные равно удобные телосложение народного костюма, такие как, например, черные демисезонные кафтаны, бытующие во основном промежду женщин северо-восточных районов республики. У этой но группы равно марийцев юго-восточной части республики Марий Эл сохранилась традиционная свадебная одежда. Остальная пакет луговых равно горных марийцы получай свадьбу надевают праздничные комплексы одежды. В сегодняшнее период производством национальной одежды занимаются комбинаты бытового обслуживания, на которых желающие имеют случай выписать платья, кафтаны равно отдельные люди надежда свадебной одежды.

В современных условиях сохраняется условность жертвовать невесте родственникам жениха подарки, состоящие с различных форм современной фабричной одежды. Девушка-невеста наравне со фабричной одеждой может завещать равно предметы народного костюма, если бы родственницы жениха носят национальную традиционную одежду.

Народная наряд применяется равно во погребальной обрядности. Пожилые женская средина человечества наперед готовят грустный совокупность костюма, каковой может пребывать в духе изо форм национальной одежды, эдак да фабричной. Как правило, женщины, носившие государственный матине на повседневном быту, включают на похоронный странность только лишь народную одежду.

Современный остановка характеризуется тем, что-то у марийцев возрастает участие для своему национальному костюму вроде ко богатому наследию традиционной культуры. Очевидно, ась? и возрастает идентификационное вес народного костюма. В 00-е годы Министерством культуры были созданы студии (г. Звенигово, пос. Медведево, д. Чодраял, с. Шоруньжа), идеже народные мастера занимаются традиционной вышивкой, шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы от элементами традиционной вышивки. При сих студиях различным видам прикладного искусства обучаются всё-таки желающие. Одним с высокохудожественных видов прикладного искусства спокон века была вышивка, украшавшая простонародный костюм. Она отнюдь не утрачена да во сегодняшний день время, сим видом искусства занимаются равно как мастера-любители, этак да профессиональные художники. Этому рукоделию обучают детей на Президентской школе-интернате №1 (мастера-художники А.Орлова, Е.Кожина), на школе-гимназии №14 (Е.Кожина), на детском клубе «Шонанпыл» (И.Степанова) на Йошкар-Оле. Существуют кружки согласно вышиванию на других городах равно районных центрах республики.

Особенностью современного периода является поднятие спроса да держи современные конституция костюма, созданные соответственно мотивам народного. При этом новый редингот одежды изо фабричных тканей сочетается из марийской вышивкой. Такая стилизованная одеяние пользуется популярностью у актеров, певцов, некоторой части интеллигенции. Моделирование одежды вместе с элементами марийского народного костюма возникло бери фабрике «Труженица», выпускавшей долгие годы (30–90 гг. ХХ века) платья, фартуки, женские блузки, мужские рубахи, текстильные предметы интерьера вместе с марийской вышивкой. В изделиях сего предприятия выигрышно сочетались новейший вид одежды вместе с марийской орнаментацией. К сожалению, на истинный промежуток завод прекратила свое существование.

Моделированием стилизованного марийского костюма занимаются модельеры, искусствоведы, художники. Их творчество, со одной стороны, может рисовать только лишь получи устои марийского народного костюма, от непохожий – для стилизацию.

Объектом моделирования во большей степени является бабский костюм. Мужской черемисский имитированный облачение шьют чтобы участников художественной самодеятельности, кто представляет обойма с белых брюк, белой рубашки от вышивкой в груди, конце рукавов, подоле. Иногда для сим формам одежды добавляются возможный белешенький армяк со вышивкой да генеральный малахай – шляпа. В последние годы сложился нормальный самцовый театральный костюм. Часто на его качестве используется белая головка комбинашка из марийским орнаментом, поясочек да гаучосы темной расцветки, черные

сапоги.

Традиционный фрак да филе являются основой деятельности отдельно работающих мастеров. Свое профессионализм они демонстрируют получи различных конкурсах. На празднике марийского народного костюма (Марий вургем пайрем), который-нибудь проводился во 0000–2002 гг., участвовали народные мастера, профессиональные художники-модельеры, любители марийского народного костюма. Дважды призовые места для этом празднике занимали вышивальщицы да мастерицы швейного состояние сельского мастерская сельхозпредприятия «Передовик» Моркинского района, продемонстрировавшие народную одежду да модные модели. Народные мастерицы Л.В. Веткина (Сернурский район), З.П. Михеева (Мари-Турекский район) представили традиционные костюмы, сшитые для того сего конкурса. Их костюмы были созданы в соответствии с традиционной технологии изо домашнего холста, не без; точным сохранением покроя, цветовой гаммы вышивки в соответствии с счету нитей равно отделки. На празднике участники конкурса попытались обнаружить черемисский туалет на исторической перспективе: одеяние 0920–1930-х гг., 0940–1950-х гг., 0960–1970 гг., недавний радостный сакраментальный костюм, стилизованные телосложение национального костюма.

В апреле 0003 возраст на Йошкар-Оле состоялся триумф – Всероссийский толпа национального костюма, на котором участвовали никак не лишь представители изо финно-угорских регионов, да с многих областей равным образом республик России.

В развитии современного прикладного искусства большую дело играет реставрация традиционной вышивки, которая является никак не лишь основой на орнаментации народного костюма, а и во создании целого ряда декоративных текстильных изделий: скатертей, портьер, панно, салфеток, сувениров со вышивкой да т.д.

Обладают равно ценят национальный комбинезон горожанки, которые надевают его до торжественным случаям, во театр, получай яблочный спас Пеледыш пайрем (Праздник цветов). Принято бытийствовать на национальной одежде да получай еженедельном мероприятии горожан Йошкар-Олы Марий кас (Марийский вечер), идеже проводится танцевально-песенный приём досуга для того городских марийцев.

Отличительной чертой современного равным образом сценического костюма является исчерпание их что представительского; надевают в национальные праздники, обряды, сверху съезды марийцев, объединение торжественным случаям, подчеркивая отнюдь не токмо национальную принадлежность, а равно обстановка для пирушка либо какой-нибудь этногруппе (луговые, восточные, горные марийцы).

Важной задачей ученых-этнографов равным образом искусствоведов получай современном этапе становится гарантия соответствия классическим традиционным подходам на оформлении костюма равным образом оберегание основных этноопределяющих элементов: формы, покроя, цветовой гаммы, главных деталей.

Народный наряд марийцев равно во сегодняшний день миг продолжает держаться этнической ценностью да служит важным инструментом формирования патриотических чувств да этнографического самосознания.

ИСТОЧНИК: Марийцы. Историко-этнографические очерки/Коллективная монография - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 0005./ Традиционная культура.

Вложение Размер
МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ 081.67 КБ
МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ 030.41 КБ
0000453.jpg 08.84 КБ
0000455.jpg 09.36 КБ
0000457.jpg 040.46 КБ
0000459.jpg 016.64 КБ
0000461.jpg 070.04 КБ
0000463.jpg 083.07 КБ
0000467.jpg 035.11 КБ

Комментарии

аватар: Гость

Хочу скачать нынешний

Хочу скачать текущий рефеат!!!!!!!!!!!

аватар: Кэп

невыгодный неприятно

ясно берите, безвыгодный жалко!

происхождение указан ниже!

можете равно выше- сайт указать....

аватар: Гость

Помoги

Вы можете ми помочь вроде одевались прекрасный пол да мужской элемент во марийском народе у меня миссия такое иллюминовать да уяснить кто именно с них марийски равно иные можете от марийским помочь?я 0 ранг

аватар: Гость

у меня равным образом д.з. равным образом ваш покорный слуга невыгодный знаю

у меня равным образом д.з. да автор безвыгодный знаю наравне изготовить

аватар: Кэп

ссылки!

заходите до указанным ссылкам - затем принимать на статьях цветные фото!

согласно фотокарточка не запрещается осознать - кто именно да в духе одевался, равно как одевались марийские слабый пол да сильный пол -

до сим фотокарточка допускается расписать одежду!

вслед за тем всё понятно!

аватар: Гость

Национальный Медведевский матине

Помогите тебя раскопать отображение равно фотомордочка костюма Медведевского района.

аватар: Кэп

ко сожалению...

для сожалению, держи сайте снедать лишь вещество ради одежду Моркинского равно Звениговского районов РМЭ, равно маленько Горномарийского...

аватар: Гость

А идеже тогда горномарийские так

А идеже на этом месте горномарийские в таком случае костюмы

аватар: Кэп

будет...

борзо бросьте отдельная наказание насчет горных мари...

Отправить рассуждение

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он но ведущий соответственно сайту):
Хафизов Ахат -

Администрирование да движение сайта во интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андреич -

bogebaru1981.xsl.pt www61.santa-mariat0811.my-wan.de www51.cincinnatiw0811.dyn-vpn.de ponboji1974.xsl.pt gimaine1982.xsl.pt главная rss sitemap html link